Алексей Александрович Уваров (alexvelikoross) wrote,
Алексей Александрович Уваров
alexvelikoross

Categories:

В.О. Ключевский. Историк и писатель. Человек.

Я прочитал не так давно 9 том собрания сочинений Ключевского.Долго читал.Сё дневники, письма и отдельные статьи. "Два воспитания" я или плохо до этого прочитал, либо не читал вообще.Великая Вещь! Не буду ничего обильно цитировать - её просто нужно читать. А тому, кто любит русскую историю, да и Русь , русское вообще - через день - два перечитать, чтобы помнить.http://www.istmira.com/knigi-istoriya-rossii/11/Klyuchevskiy-V-O--Sochineniya--V-9-ti-t--T--9--Kurs-russkoy-istorii.html
Другие статьи тоже замечательные , что " Евгений Онегин и его предки" (читается как захватывающий художественный рассказ), что "О взгляде..."(логическое , но совершенно не нудное рассуждение), что "Недоросль..." (корни эпохи и силуэты как будто встают рядом с поэтом).
Письма, дневник , что за копание в чужом белье , скажете Вы! Увольте - никак нет! Мне нужно понять человека , увидеть его эволюцию, составить портрет...
У меня двойственное отношение к Ключевскому. Как-то Галковский назвал  его чуть ли не пьяницей - мол под мухой лекции вёл. Ну и вообще мол - делайте выводы.Примерно в то время я взял и перечитал три тома русской истории В.О. Перечитал и задумался. Назвал Ключевского бухгалтером от Истории.Но в целом... В отличии от Соловьёва , "Курсы..." Ключевского  нивелируют Русскую Равнину.Вдруг весь мир сужается до одной избушки, да и ту равняют по собственному замыслу. С ним сложно спорить, но порой так охота!.. Печальный практик , так я его назвал, помнится.

Ныне некто "Илларионов" часто цитирует Василия Осиповича. Конечно прочитать такого Историка никогда не поздно.Но как говорится заставь дурака американцам молиться, Илларионов весь лоб перешибёт , что" Не приемли имене Господа Бога твоего всуе",  ему это невдомёк , Ключевского он вставляет к месту и особенно часто не к месту . На каждую, приведенную им  цитату , подтверждающую его русофобскую фантазию, можно ответить печатным листом цитат из В.О.
Ну нудно это! Да и глупо! Кому это надо? Вам? Я сомневаюсь.Возможно , я и так утомил), не Ключевский поди.)
Но кое - что я наподчёркивал, отдельный абзацы, афоризмы , полазив по браузерам - заметил, что там не густо, да и подборка одна и та же. Нерадивое наше племя( Лениватое, всё ж. На одного трудоголика Галковского , Чижевского, Менделеева , Путина приходится миллионы бездельников как я . Ну или половина нашего правительства. И 90 процентов чиновничества. Кстати это фраза , мысль заимствована опять таки у В.О. , грустная его мысль о отсутствии у русских золотой середины.
Так вот сейчас я помучаюсь - буду лазить в книгу искать отмеченное , затем копировать из ссылки выше . Может , кто - нибудь прочитает. А потом когда - нибудь перечитаю сам.

9 июня 1867г.
Любопытно, какие факты знаменуют время, обличают характер нашей государственной жизни. Начнем с самого верха. В Риге сказывается речь высочайшая о единении с русской семьей(Имеется в виду речь Александра II, произнесенная им в Риге 15 июня, которую он посетил проездом при возвращении с Парижской всемирной выставки. - Ред)  как необходимом условии существования инородческих украин России, а министр проводит планы в духе полонизма, о которых и поляк-шляхтич безнадежно покачивает головой. Государь и народ радушно принимают славян, а правительственный орган ругает их и прием, им оказанный.
1876    г.
10 сент[ября]
Говорят, одушевление к делу южных славян охватило и массы. Даже сильнее, чем интеллигенцию. Хотя говорят это преимущественно газеты, охотно верится этому, охотнее, чем противному. Масса увлекается легче по недостатку анализа; особенно если источник увлечения прост, говорит чувству и бескорыстен. Говорят далее, но уже не газеты, а мыслители, что такое увлечение — небывалое явление в нашей истории, которым можно гордиться. Тем хуже для нас, что мы, прожив тысячу лет, не испытали еще даже такого увлечения. Несмотря на то, можно поверить и этому. Но совсем невероятно мнение, высказанное сейчас С., что этот энтузиазм есть реакция служению мамоне, которому народ русский предался с 1856 г. Нам будто бы надоела грязь материальных похотей, банков, концессий, стало душно в чаду акций, дивидендов, разных узаконенных мошенничеств, и вот народное чувство вырвалось на свежий воздух человеческих, национальных, нравственных интересов. Общество всколебалось от страха подернуться плесенью от бездействия и зарасти травой от затишья, подобно стоячему пруду.
(Касаемо нынешних  событий вокруг украины. Точнее - Западной ,оккупированной мазепинской верхушкой, России.)

9—12 [декабря] 1905г
Боевые дни. С утра до поздней ночи стрельба где-то в центре города: пушки разбивают баррикады, сооружению и восстановлению которых никто не мешает, но которые по их изготовлении заботливо обстреливают, предуведомляя строителей, когда им следует утекать от огня. Обе стороны поняли друг друга, спелись и стройным дуэтом тянут песню самоуничтожения. Одни ночью выскочат из меблированных нор на улицу, выволокут мебель у одурелых обывателей и, построив баррикаду, удерут; другие с ружьями и пулеметами выползут днем из казарм, разнесут эти баррикады, за которыми никто не сидит, и потом также утекут. Те и другие делают свое бездельническое дело и довольны—одни своей службой царю и отечеству, другие своей твердостью в убеждениях и верностью принципам.

Все от нечего делать или от неумения сделать что-нибудь принялись играть, одни в конституцию, другие в революцию, превращая р куклы идеи, идеалы, интересы, принципы. Одна власть, как настоящая кукла, ни во что не играет, даже в самое себя, а, благовоспитаннопослушно сложив на бумажных коленях свои пришитые к деревянным плечикам руки, притворилась, что ее нет, и стала выжидать, когда ее спрячут в детский шкафик. Она поняла себя очень логично: она всегда отрицала свободу, никогда не умела выразуметь, что она и есть опора свободы, и потому, даровав свободу своим подданным, она умозаключила, что этим упразднила себя, т. е. сложила с себя всякую ответственность за что-либо. Она привыкла видеть в подданных своих холопов, невольников и их приучила смотреть на нее1 как на плантатора, а когда узнала из доклада приказчиков, что ее белые негры взбунтовались и у нее нет силы их перевешать, она самоотверженно заперлась в своей усадьбе, сказав себе: а посмотрим, что из всей этой кутерьмы выйдет.


Царь обещал не издавать закона, не одобренного Государственной] думой, как благовоспитанный кавалер не целует даму без ее согласия. Но там нет обещания утверждать закон, требуемый Государственной] думой,— нет обязательства^, установленного русским обычаем для кавалера, который сделает девицу матерью, обязательства купить ей корову для воспитания ребенка, угрожающего своим появлением на свет.

Процарствуй Федор еще 10—15 лет и оставь по себе сына, западная культура потекла бы к нам из Рима, а не из Амстердама. Кн[язь] Д. Голицын внимательно изучал итальянских публицистов и Пуффендорфа, влияние которого явственно отпечатлелось на его ограничительных кондициях 1730 г.(Совершенно не разделяю удалое ухарство В.О. в деле создании альтернативной истории, зато как я догадался, эту тираду внимательно прочитал Д.Е. Галковский в своё время. )

1905 г

России больше нет: остались только русские.(Вот вопрос! А сейчас ?Единая Россия - есть! А вот останутся ли русские?..)
1909 г
5. Изучение нашего прошлого небесполезно — с отрицательной стороны. Оно оставило нам мало пригодных идеалов, но много поучительных уроков, мало умственных приобретений и нравственных заветов, но такой обильный запас ошибок и пороков, что нам достаточно не думать и не поступать, как наши предки, чтобы стать умнее и порядочнее, чем мы теперь.(В.О. последние годы был неизлечимо  болен.Иной раз яд вырывался наружу.)

Афоризмы.(Которые выбрало время:))
13.    Когда дурак начинает считать себя остроумным, количество остроумных людей не увеличивается; когда умный человек признает себя остроумным, всегда становится одним умным меньше и иногда одним остроумным больше; когда остроумный начинает считать себя умным, всегда одним остроумным становится меньше и никогда не бывает одним умным больше
16.    Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности.
20.    Счастье — (большИй) кусок мяса, который увидела в воде собака, плывшая через реку с куском мяса во рту. Добиваясь счастья, мы теряем довольство; теряем, что имеем, и не достигаем того, чего желаем.(Добавил,ибо без этого не имеет смысл...)
27.    Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная — ждет его.
39.    Каждый женский возраст приносит свою жертву любви: у девочки это губы, у девушки еще и сердце, у молодой женщины еще и тело, у пожилой еще и здравый рассудок, так что жизнь женщины есть геометрическая прогрессия самопожертвования на алтарь любви; перед смертью у ней не остается ничего.
56.    Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым — это вообразить себя таким.
57.    Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным. Между тем надобно изобразить его самим собою, чтобы он сам собой стал велик.
66.    Есть люди, быть другом которых значит быть их жертвой, они возможны только потому, что есть люди, которые в дружбе видят только обязанность приносить жертвы друзьям.
78.    Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые— влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.
79.    Одиночество развило в нем привычку размышлять о самом себе, а это размышление вывело его из одиночества. Размышляя о себе самом, он незаметно для себя стал разговаривать с самим собой и таким образом приобрел себе собеседника в самом себе. Он встретился с собой как с любопытным и приятным незнакомцем.(Мне кажется , - так состоялся...Пелевин)
92.    Истинную цену жизни знает лишь тот, кому приходилось умирать и удалось не умереть. Истинную цену счастья знает лишь тот, кто мечтал о счастье и испытал.
95.    Спорт становится любимым предметом размышления и скоро станет единственным методом мышления.(Пророк!!!!)
113.   В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда негодных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.(Гений!)
119.   Существующий порядок, пока он существует, не есть лучший из многих возможных, а единственно возможный из многих лучших. Не то, что он лучший из мыслимых, сделало его возможным, а то, что он оказался возможным, делает его лучшим из мыслимых.
124.    Есть два рода нерешительных людей: одни нерешительны, потому что не могут сообразить никакого решения, другие — потому, что зараз соображают несколько решений. Первые нерешительны, потому что глупы, вторые кажутся глупыми, потому что нерешительны.
127.   Было бы сердце, а печали найдутся.(У него (у В.О.)было большое Сердце!)

Из записных книжек:
Маленькие люди с большими притязаниями, с маленькими средствами, желающие делать большие дела.
Молодежь, что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.
Р[усская] интеллигенция — листья, оторвавшиеся от своего дерева: они могут пожалеть о своем дереве, но дерево не пожалеет о них, потому что вырастит другие листья.(Розановские "Опавшие Листья" не отсель?)
Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары.
Бездарные люди — обыкновенно самые требовательные критики; не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что как делается, они требуют от других совсем невозможного.(Сам , кстати обкладывал Толстого и прочих ,просто ужас как требовательно...)
Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее.
Злой дурак злится на других за собственную глупость.
Русский мыслящий человек мыслит, как русский царь правит; последний при каждом столкновении с неприятным законом говорит: «Я выше закона», и отвергает старый закон, не улаживая столкновения. Русский мыслящий человек при встрече с вопросом, не поддающимся его привычным воззрениям, но возбуждаемый логикой, здравым смыслом, говорит: «Я выше логики», и отвергает самый вопрос, не разрешая его. Произволу власти соответствует произвол мысли.
Адвокат — трупный червь: он живет чужой юридической смертью. На основании закона так же легко убивают человека, как и по позыву произвола. Только в последнем случае поступок сознается как преступление, а в первом—как практика права.
Я очень ценю «Р[усские] ведомости]» с методологической] стороны: они доказывают, как выгодно издавать газету при самых скудных умствен[ных] и нравственных] средствах.
Старость для человека, что пыль для платья,— выводит наружу все пятна характера.
Крашеные русские куклы западной цивилизации(вечное)
Что хуже или что лучше — мало судей и много законов или наоборот, как было в древней Руси.
Впредь будут воевать не армии, а учебники химии и лаборатории, а армии будут нужны только для того, чтобы было кого убивать по законам химии снарядами лабораторий.(2015 и другие годы)
Большинство современных] браков м[ожно] признать если не счастливыми, то сытными: она в нем приобретает кусок хлеба, он в ней — кусок мяса. Едят друг друга.(Нууу, положим, он её мясо не ест)))
Введение морали в политическую] экономию— противоестественная помесь идеи долга с грошом: выходит ни мораль, ни политическая] экономия, а не то морализирующий грош, не то грошовая мораль. Ублюдок ни в мать, ни в отца, а в сочинившего его ученого удальца.
Богачи из людей, которые добывают деньги, чтобы жить, превращаются в людей, которые живут, чтобы стеречь деньги, которых им некуда девать.
Петр I делал историю, но не понимал ее.(А Путин?)
Поколение спит на краю бездны; жаль, что оно исчезнет, не дав урока преемникам,— сорвется и разобьется раньше, чем проснется
Талант — искра божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим
Великорус — историк от природы: он лучше понимает свое прошедшее, чем будущее; он не всегда догадается, что нужно предусмотреть, но всегда поймет, что он не догадался. Он умнее, когда обсуждает, что сделал, чем когда соображает, что нужно сделать. В нем больше оглядки, чем предусмотрительности, больше смирения, чем нахальства.
Каждое его печатное слово — частица2 расплавленного его мозга. Потому оно жгло умы слушателей
Пролог XX века—пороховой завод. Эпилог — барак Красного Креста.(опять - ПРОРОК!!)
Доверие народа к своим вождям есть признак его веры в себя, в свои нравственные силы.(ничего страшного то есть в вождизме, фанатизме, и таковым прочим ,- ничего страшного нет!)

На этом прервусь.Боюсь , что "кат" не резиновый.
Tags: афоризмы и мысли
Subscribe

  • Олигархическая Суперлига

    Собственно , самая суть в названии. Олигархат заправляет в США . США заправляют всем в НАТО , а следовательно во всём в мире. И на основании военной…

  • Без Идеи

    Как долго может жить страна без Идеи? Лимитрофы , колонии (которые не перестают быть колониями , по словам Черчилля, даже если перестают ими…

  • О Бате. О фильме.

    Начну с того , что в России , по крайней мере известной мне , отца называют папой , а батей обычно зовут командира своей части. У нас правда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments